Как известно, уже на первом году жизни младенец в состоянии понимать речь, а к восьми месяцам начинает подражать услышанным звукам. В этом возрасте складываются первые навыки, от которых зависит формирование личности. Именно поэтому важно как можно скорее направить развитие ребенка в верное русло. Ценность раннего развития во всем мире осознали давным-давно. Однако новые технологии открывают все больше возможностей для обучения малыша, и этими возможностями грех не воспользоваться.
Самый очевидный пример таких технологий - телевидение. Как бы его ни ругали, оно остается одним из важнейших факторов, которые воздействуют на детское сознание. К примеру, в 2003 году в США провели исследование - выяснилось, что 68% процентов американских детей в возрасте до 2 лет регулярно смотрят телевизор, 43% делают это ежедневно, а у 26% телевизор находится в комнате. Так почему бы не обратить столь мощное орудие воздействия на пользу ребенку?
В 2006 году в США открылся специальный кабельный канал BabyFirstTV, ориентированный на аудиторию в возрасте от шести месяцев до трех лет. На канале круглосуточно идут трехминутные передачи - в них мультипликационные персонажи играют, например, классическую музыку или знакомят ребенка с понятиями цвета, формы, размера, с цифрами и буквами. Концепция BabyFirstTV основана на том, что приятная музыка и запоминающиеся образы благотворно воздействуют на развитие детской психики. Некоторые педиатры настроены скептически, но аудитория приняла телевидение для младенцев крайне благожелательно.
Впрочем, зрители отмечают, что у BabyFirstTV имеется существенный недостаток. Оно "неконтролируемо": трудно понять, какие передачи, в каком порядке и как долго нужно показывать каждому ребенку. Проблема легко решается, если использовать не традиционное телевидение, а интерактивные DVD. Подобные DVD программы, как Baby Einstein, Baby SuperStar, Sesame Street стали популярны во всем мире.
Недавно такие DVD появились и в России: серия фильмов "Я все могу!" для раннего развития детей в возрасте до трех лет. Программа основана на методике "Вообрази - Сообрази - Преобрази", которую разработали специалисты по детскому развитию - психологи, педиатры и педагоги. Обращая внимание малыша на форму, цвет, размер и предназначение увиденных предметов, фильмы развивают все виды мышления и мыслительные операции: анализ, сопоставление, классификация, сравнение и обобщение. Развитие памяти и внимания интенсивно происходит при ответах на вопросы, которые необходимо задавать ребенку, как во время, так и после просмотра фильма.
Для эффективного развития ребенка просмотр фильма должен быть многоразовым. Сопровождайте фильм комментариями к увиденному сюжету на экране («Это паровозик - он перевозит людей!»), уточняющими вопросами, пояснениями. Рекомендуется выполнять с малышом конкретные задания: сюжетная игра, рисование, лепка, конструирование, сочинение сказок и песен.
Совместные занятия с детьми способствуют гармоничному развитию малыша. Занимайтесь и развивайте своего ребенка!